Авторские статьи

Какой Вин Чун лучше?

Один из самых распространенных вопросов — какое направление вин чун правильное? Меня подобные вопросы всегда ставили в тупик. Как один цветок может быть лучше другого?! Для меня ответ очевиден.

На сегодняшний день существует множество версий возникновения Вин Чун, как воинского искусства. Например, официальная версия гласит о создании школы монахиней, спасшейся от Шаолиньских монахов и встретившей на своем Пути девушку Ин Вин Чунь, которую она своему воинскому искусству. Есть версии о происхождении этого стиля из боевой школы китайской деревни Юн Чун, а также из стиля Байхэ Цюань (журавль)... много версий существует, какая версия верна, наверное, уже никто не знает.

Я, как преподаватель, изучающий особенности Вин Чун длительное время, более всего склоняюсь к одной из версий происхождения этой безусловно интересной школы: когда-то давно три Мастера различных внутренних стилей – Багуа, Тайцзи Цюань и Син поделились своими знаниями, и в слиянии трех стилей возникла новая система Вин Чун. Отголоски всех трех стилей можно встретить в техниках Вин Чун, например, многие удары и защитные действия руками очень похожи по технике исполнения на техники Син И, передвижения ног и повороты, а также теория центральной осевой линии похожа на принятое в Багуа, мягкость движений и защитных действий основанные на круговом движении энергии движения является основным принципом в Тайцзи цюань и т.п.

Вин Чун не является «застывшей» системой, она изменяется в соответствии с реалиями нового времени, динамично приспосабливаясь к окружающей обстановке. Каждый мастер дополняет ее своим пониманием, оставляя неизменными принцип, на котором основывается школа, поэтому для человека, принявшего решение заниматься Вин Чун, все истории о возникновении не имеют большого значения. Интерес может быть только с фольклорной стороны, потому что в любом случае придет он заниматься у конкретного тренера в конкретную школу со своими особенностями и тонкостями, как, например, в нашем Центре в Санкт Петербурге.

Более всего в мире в данное время распространена версия современного Вин Чун т.н. «гонконговского направления мастера Ип Мана». Это упрощенный, «европеизированный» Вин Чун, динамичный, достаточно эффективный в прикладном применении стиль. Он вполне подходит тем людям, которые хотят быстро научиться драться, не вдаваясь в тонкости философской составляющей и внутренней работы. Не отрицая эффективность этого направления в прикладном применении для меня это не самое интересное направление. В Китае до сих пор можно встретить аутентичные виды старой школы, например, Фошаньский Вин Чун семьи Яо змеиного направления «цай», с техникой, весьма отличающейся от общеизвестной основанной на спиральных движениях энергии, имитирующих движения змеи. Также существуют другие более полные направления, в которых, например, присутствуют низкие и широкие стойки, высокие удары ногами, размашистые круговые удары кулаком, а также способы управления внутренней энергией «цигун» которые в упрощенных версиях отсутствуют.

 В старой версии Вин Чун все удары наносились в смертельные точки организма противника, но эти секреты скорее всего по разным причинам были утеряны. Остались лишь эффективные приемы защиты и нападения путем попадания в некоторые наиболее доступные зоны тела– например глаза, нос, пах.

Мое представление о современном Вин Чун можно выразить следующими словами: старое воинское искусство в том виде как оно было создано растворилось в веках, да и не могло оно существовать в неизменном виде через 500 лет после создания. Условия того времени предполагали основной вид оружия «холодное» - меч, нож, стрелы. Для противостояния противнику, вооруженному этими видами оружия и про страивались в старом Вин Чун стойки и передвижения. Реалии нашего времени, психологии и технического развития цивилизации, распространения огнестрельного оружия, современные разработки в области ведения поединков не могли не отразиться на системе Вин Чун, и это логично, ведь все меняется и развивается во времени. Любая воинская система, создававшаяся когда-то очень давно для определенных условий должна изменяться в соответствии с реалиями современности иначе она теряет свою эффективность. Единственное что не изменяется в веках это принципы заложенные в основу школы. Именно поэтому несмотря на то как много разновидностей Вин Чун внешне не очень похожих друг на друга по техникам и приемам, всех их объединяет одно –принцип, основанный на понимании центральной линии как основы эффективного приложения сил и векторов атаки и защиты.