Авторские статьи

Вин Чун в школе "Основа"

Как известно, в абсолютном большинстве современных направлений Вин Чун, к сожалению, убрана внутренняя работа и философские аспекты. Юн Чун относится к южным стилям.

В старом Юн Чун сохранилась вся культура Китая, низкие стойки, повороты. Современные стили Вин Чун очень прагматичны, в них остался только прикладной аспект воинского искусства. Очень эффективны в бою, но неинтересны с точки зрения гармоничной и полной системы саморазвития, затрагивающей духовные, культурные и внутренние энергетические аспекты.

Одна из старейших китайских школ Фошаня семьи Яо Цай Вин Чун, с недавних пор открылась для широкого обучения. Мне посчастливилось обучаться некоторое время в этой школе. Мастер Ю Кай является хранителем и наследником уникального стиля Вин Чун - стиля змеи.

Техники этой Школы отличаются стремительностью, гибкостью и мягкостью движений, имитирующих опасные движения змеи. Одним из важнейших упражнений для развития в этом воинском искусстве является «сайен сао» - «руки змеи», тренирующее повышенную восприимчивость к движениям противника и позволяющее действовать на опережение.

Дед Ю Кая – Ю Килл одно время обучался одно время в той же школе Вин Чун, что и известный сейчас всему миру учитель Брюса Ли - Ип Ман. Брюс Ли сделал много для популяризации боевого искусства за пределами Китая, Но Мастер Ип Ман по каким-то соображениям не передал своим ученикам всего пласта знаний и умений в Вин Чун. Допускаю мысль возможно, что школа Яо Цай тоже не является полным вариантом старой версии. Поэтому вопрос, какая же из школ Вин Чун является самодостаточной, остается открытым.

Так получилось, что мне посчастливилось учиться у мастеров и северного и южного стилей вьетнамского Вин Чун. Северный вьетнамский Вин Чун очень сильно отличается от южной своей мягкости и утонченностью. Его движения настолько грациозны и мягки, что внешне кажутся безобидными, но это опасное заблуждение! В этой школе наиболее полно реализуется старый принцип «игла, сокрытая в вате». Техники этого направления направленны на поражение самых уязвимых точек тела. Технику школы можно сравнить с мягкостью и гибкостью боевого кнута, вся сила которого кроется именно в этом его качестве.

Южная вьетнамская школа Вин Чун куэн пай отличается мощными силовыми техниками в ней наличествует жесткий боевой цигун «железная рубашка». Во Вьетнам китайский Вин Чун привез Мастер Те Конг, где стал обучать этому боевому искусству своих соотечественников. Но поскольку преподавательская этика того времени запрещала передавать полные знания иностранным ученикам, пробелы системы талантливые последователи восполнили своими знаниями боевых школ традиционного вьетнамского направления. В итоге получилась смесь вьетнамских воинских искусств и китайского Вин Чун в которой имеется техника «Пять зверей» основанная на подражании движений змеи, леопарда, тигра, журавля и дракона. Это очень интересное направление, включающее в себя еще и работу с энергией, стихиями, серьезную внутреннюю работу.

Основной принцип всей тактики и техники Вин Чун – «одним ляном передвинуть гору», то есть малым усилием сделать многое, отличает это воинское искусство от ремесла. Только владея искусством, слабый может победить сильного. Ученику не требуется значительных физических усилий, изнурительных тренировок или акробатических навыков. Однако, не все так просто, ведь человек может быть не физическим лентяем, а умственным.

В Вин Чун другой подход к обучению, эта система предъявляет к адепту требования развития сверхчувствительности, умение считывать намерение атаки противника. Вин Чун настолько своевременен, что ученик может нанести контрудар прежде атакующего движения противника. Конечно, это в идеале, адепты других стилей тоже стремятся к этому умению.

Для развития навыка сверхчувствительности в системе Яо Цай есть практика «руки змеи», и задача учеников через чувствительность своих рук отследить такое чувственное восприятие, чтобы распознавать буквально следующий шаг противника. Именно об этом старая китайская поговорка - «противник не двигается, я тоже не двигаюсь, противник двигается, я двигаюсь вместе с ним, но моя атака заканчивается раньше, чем его».

Благодаря тому, что в Вин Чун развивается это качество, передвижения мастера очень легкие и быстрые. Если атаку противника сравнить с ветром, то мастер обкатывает ее, как лист, поскольку в этом стиле нет жестких защитных блоков, которые требуют больших усилий. Удары можно сравнить с полетом стрелы, за счет высокой скорости и точности, и в первую очередь своевременности.