Авторские статьи

Происхождение Вин Чун

На сегодняшний день существует множество версий возникновения Вин Чун, как воинского искусства. Например, официальная версия гласит о создании школы монахиней, спасшейся от шаолиньских монахов и встретившей на своем Пути девушку Ин Вин Чунь, которую она обучила своему воинскому искусству. Есть версии о происхождении этого стиля из боевой школы китайской деревни Юн Чун, а также из стиля Байхэ Цюань (журавль)... много версий существует, какая версия верна, наверное, уже никто не знает. 

Я, как преподаватель, изучающий особенности Вин Чун длительное время, более всего склоняюсь к одной из версий происхождения этой безусловно интересной школы: когда-то давно три Мастера различных внутренних стилей – Багуа, Тайцзи Цюань и Син И поделились своими знаниями, и в слиянии трех стилей возникла новая система Вин Чун. Отголоски всех трех стилей можно встретить в техниках Вин Чун, например, многие удары и защитные действия руками очень похожи по технике исполнения на техники Син И, передвижения ног и повороты, а также теория центральной осевой линии похожа на принятое в Багуа, а мягкость движений и защитных действий основанные на круговом движении энергии движения является основным принципом в Тайцзи цюань:

Тайцзи-цюань. В основе лежит принцип “Инь-Ян”. Движения стиля округлы. Техника  специализируется на бое на средней и короткой дистанциях. Стратегия боя больше носит оборонительный характер, чем наступательный, защита непрерывно переходит в атаку.

Синьи-цюань. В основе этого стиля лежит принцип “Пяти первоэлементов”. Активный стиль ведения боя с прямолинейными движения вперёд и назад. Наступательные движения часто используются как защитные. Уходы в сторону встречаются довольно редко. Удары ногами невысокие,  не выше пояса.  Стиль специализируется на ведении боя на средней дистанции.

Багуа-чжан. В основу положен принцип “Восьми триграмм”. В движениях и приёмах боя лежит образ круга с триграммами. Атаке и защите придаётся одинаковое значение. Обычно, работают “от защиты”, то есть, сначала идёт защитное движение округлого вида, затем округлое атакующее действие. Эффективна на всех трёх дистанциях, на что указывает анализ технического арсенала. Удары ногами в основном невысокие.

Вин Чун не является «застывшей» системой, она изменяется в соответствии с реалиями нового времени, динамично приспосабливаясь к окружающей обстановке. Каждый мастер дополняет ее своим пониманием, оставляя неизменными принцип, на котором основывается школа, поэтому для человека, принявшего решение заниматься Вин Чун, все истории о возникновении не имеют большого значения. Интерес может быть только с фольклорной стороны, потому что в любом случае придет он заниматься у конкретного тренера в конкретную школу со своими особенностями и тонкостями, как, например, в нашем Центре в Санкт Петербурге.

Более всего в мире в данное время распространена версия современного Вин Чун, т.н. «гонконговского направления мастера Ип Мана». Это упрощенный, «европеизированный» Вин Чун, динамичный, достаточно эффективный в прикладном применении стиль. Он вполне подходит тем людям, которые хотят быстро научиться драться, не вдаваясь в тонкости философской составляющей и внутренней работы. Не отрицая эффективность этого направления в прикладном применении, для меня это не самое интересное направление.

Современный Вин Чун

В Китае до сих пор можно встретить аутентичные виды старой школы, например, Фошаньский Вин Чун семьи Яо змеиного направления «цай», с техникой, весьма отличающейся от общеизвестной, основанной на спиральных движениях энергии, имитирующих движения змеи. Также существуют другие более полные направления, в которых, например, присутствуют низкие и широкие стойки, высокие удары ногами, размашистые круговые удары кулаком, а также способы управления внутренней энергией «цигун», которые в упрощенных версиях отсутствуют.

В старой версии Вин Чун все удары наносились в смертельные точки организма противника, но эти секреты скорее всего по разным причинам были утеряны. Остались лишь эффективные приемы защиты и нападения путем попадания в некоторые наиболее доступные зоны тела– например глаза, нос, пах.

Мое представление о современном Вин Чун можно выразить следующими словами: старое воинское искусство в том виде как оно было создано, растворилось в веках, да и не могло оно существовать в неизменном виде через 500 лет после создания. Условия того времени предполагали основной вид оружия «холодное» - меч, нож, стрелы. Для противостояния противнику, вооруженному этими видами оружия, и простраивались в старом Вин Чун стойки и передвижения. Реалии нашего времени, психологии и технического развития цивилизации, распространения огнестрельного оружия, современные разработки в области ведения поединков не могли не отразиться на системе Вин Чун, и это логично, ведь все меняется и развивается во времени. Любая воинская система, создававшаяся когда-то очень давно для определенных условий, должна изменяться в соответствии с реалиями современности, иначе она теряет свою эффективность. Единственное, что не изменяется в веках, это принципы, заложенные в основу школы. Именно поэтому, несмотря на то, как много разновидностей Вин Чун, внешне не очень похожих друг на друга по техникам и приемам, всех их объединяет одно – принцип, основанный на понимании центральной линии как основы эффективного приложения сил и векторов атаки и защиты.