Авторские статьи

Различные версии происхождение стиля

Существует множество версий происхождение стиля Вин Чун. По многочисленным легендам  создатели школы Вин Чун кунгфу взяли за основу  состояние , которое испытали во время наблюдения боя журавля и змеи (по другим данным журавля и лисы).

Существует более 30 направлений Вин Чун с  различными формами и техниками, но неизменным остается  единый принцип: техника  ставит главным ведение боя по центральной линии делая упор на агрессивном ведении боя на предельно ближней дистанции. Среди них одной  из интереснейших школ  воинских искусств кунгфу  является школа ближнего боя «змеиного направления ЯО Цай» Фошаньского Мастера Ю Кая. Техники этого направления делают упор на подражании опасных движений змеи. Развивает гибкость мышления, скорость, спонтанную реакцию, внутреннюю силу. Особый вид  усилия «СЯО ЛИ» (спиральная сила) делает ее не похожей на известную и популярную школу гонкоговского направления мастера Мастера Ип Мана. Но основные принципы, заложенные создателями Вин Чун сохраняются неизменными. Очень эффективна в прикладном применении.

 "Корни и ветви Вин Чун" Леунг Тинг 

Ю Кай является сыном грандмастера Йи Чоя (Ю Чоя). Поэтому эту историю стоит начать с мастера Ю Чоя, выдающегося мастера китайского кунг-фу. Ю Чой начал изучать вин чун, когда был еще подростком. Первым инструктором Ю Чоя был Йен Чай Ван. 

Змеиный стиль вин чун 

По мнению сифу Ю Кая вин чун мастера Йена Чай Вана называется Шех- Вин Чун или Шех-Вин Сау. Это можно перевести, как «Змеиный стиль вин чун» или «Змеиные руки». 
В этом стиле существует только одна форма Сиу-Лин-Тау, некоторые базовые техники на бамбуковой кукле и форма Йи-Джи-Дао или форма с двумя мечами Дао. 
Ю Чой был учеником Йен Чай Вана около 15 лет, пока Йен Чай Ван не переехал в Пномпень, столицу Камбоджи, и Ю Чой вынужден был прекратить свое обучение у него. 

Владелец китайского клуба. 

К этому времени Ю Чой и его младший брат Ю Лам открыли клуб. Подобные клубы в старом Китае сильно отличались от того, что мы видим на Западе. Китайцы обычно приходили в такие клубы, чтобы покурить опиум и сыграть в крикет, то есть поставить на бой сверчков (см. примечание 2) или схватку птиц или другие азартные игры. В то время курение опиума уже было нелегальным, но всем было на это наплевать. 

Второй учитель Ю Чоя. 

Позднее Ю Чой стал учеником Нг Чанг Со. Нг Чанг Со был вторым учеником Ваха Менялы и считался самым выдающимся учеником своего наставника. Хотя он и был Джи Си-Хинг (что означает второй старший брат кунг-фу) мастера Ип Мэна, по сути, именно Нг научил молодого Ип Мэна большинству его приемов в более зрелые годы. 
Ю Кай вспоминал, что Нг Чанг Со однажды открыл магазин по продаже плитки и гончарных товаров. Но из-за плохой торговли или не склонности его, в принципе, к торговому делу, он закрыл магазин. Нг было в то время почти 50 лет. Позднее он помогал братьям Йи открыть клуб в Сек-Ло-Тау (Начало Каменистой Дороги), где люди могли покурить опиум и поиграть в азартные игры. 

Обучение вин чун в притоне курильщиков опиума. 

Нг был очень увлечен преподаванием вин чун. Он открыл зал прямо в своем клубе для обучения 20-25 учеников. Класс кунг-фу функционировал ежедневно. Но четкого расписания не было. Ученики Нг могли приходить в любое время и практиковаться. 
Когда Ип Мэн вернулся в Фошань из Гон-Конга, ему было 24 года. И когда у Ип Мэна было свободное время, он тоже ходил в зала Нг. Это было в то же время, когда этот зал посещали и Йи Чой, Йен Кай Шан, Тонг Кай, Лай Хип Чи и другие. Они все были в близкой дружбе с Ип Мэном. 
Ю Кай встретился с Ип Мэном впервые именно в зале Нг. Ю Каю тогда было лет 11. Ип Мэну был на 27 лет старше Ю Кая, то есть Ип Мэну было тогда 38 лет. Ю Кай впоследствии стал близким другом Ип Мэна. 
Нг Чанг Со ушел из жизни в возрасте 72 лет. За 10 лет до этого он закрыл свой клуб. Так как Ю Чой был достаточно богат, чтобы содержать своего учителя, Нг Чанг Со не нуждался в том, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Его единственной обязанностью было учить Ю Чоя и его сына Ю Кая. 
Хотя Нг Чанг Со оставался с Ю Чоем до конца своей жизни, Ю Чой так и не получил от Нг знания техники работы на деревянной кукле и техники работы с оружием. 
До сегодняшнего дня Деревянная кукла и работа с оружием клана вин чун доктора Леунга Джана – это вырванные страницы из книги вин чун клана Ю Кая. 
В клане вин чун сифу Ю Кая формы кунг-фу следующие: Сиу-Лин-Тау, что значит «тренировка малой формы начальной идеи» (заметим, НЕ Сиу-Ним-Тау, что значит «малая идея»), Чам-Киу и Биу-Джи. Некоторые движения формы Сиу-Лин-Тау совершенно не похожи на стиль Ип Мэна. Формы Чам-Киу и Би-Джи почти на 70% такие же, как те, что были представлены сифу Лан Каем. 
Вместо формы на деревянной кукле стиль вин чун мастера Ю Чоя включает работу на Бамбуковой кукле (манекен с гибкими руками). Упражнения Чи-Сау, хотя и состоят из меньшего количества атакующих и защитных движений, все-таки достаточно близки к стилю Ип Мэна. 
Достаточно удивительно, что Ю Чой и Ю Кай оба учились у Нг Чанг Со - мастера, у которого учился и Ип Мэн, но их техники отличаются. 
В вин чуне Ю Кая концепция нанесения удара Йет-Джи Чанг Куен или «характер нанесения вертикального удара(толчка)» почти такая же, как я изучал у мастера Ип Мэна. Этот вид силы называется поу-джа-лек или «взрывная сила». Практикующие вин чун должны абсолютно расслабить свои мышцы вначале и закончить нанесением резкого толчка. Это как удар хлыстом, кулак направлен в цель, это похоже на выстрел из лука. Вот почему практикующие вин чун относят этот метод к так называемому «че чин-куен» или «че чин-тзи», что значит «нанести удар как выпустить стрелу». В этом и есть уникальный характер прямого удара вин чун. 
Обратите внимание, что поздний сифу Ю Кай и его си-дай сифу Фок Чиу оба делали те же движения Нои-Хуен-Сау (круговые движения руками внутрь и наружу), как и мастер Ип Мэн в Гон-Конге. Есть и еще одна вещь, которую я не могу не упомянуть, - это почему Квок Фу и Лан Кай, которые оба были учениками мастера Ип Мэна еще в Фошане в ранние годы, делают совершенно противоположные движения в исполнении Хуен-Сау. 
Сифу Ю Кай, хотя и был значительно старше меня, стал моим близким другом в середине 80-х. Каждый раз, когда я приезжал в Фошань, я приглашал его на обед. Его сын Ю Хон Кеунг, Йю Чанг Кеунг и его си-дай Фок Чиу и еще некоторые его ученики были настолько моими близкими друзьями, что я чувствовал себя принадлежащим к одной большой семье вин чун. К сожалению, грандмастер Ю Кай умер летом 1996 года в возрасте 76 лет. 

"Краткое изложение истории кулачного искусства юнчуньцюань (вин чун)" авторства В. Бондаренко:

Кулачное искусство юнчуньцюань идёт от настоятеля буддийского монастыря  

ШиИчэня (Одна пылинка). Он из монастыря Шаолиньсы провинции Хэнань (22 поколение), проживал в период династии Цин в годы правления под девизом "Цянь-лун" (1736-1795), в старости жил в провинции Хунань в горах Хэншань. Ичэнь передал кулачное искусство только одному ученику – Чжан У, другое имя Таньшоу У. Чжан У по профессии был актёром, который исполнял в театре сцены боя. Чжан У является представителем второго поколения кулачного искусства юнчуньцюань. Своё второе имя (Таньшоу У) он получил по названию техники в юнчуньцюань – "Вспахать, преградить, развернуть, рука-крыло" (гэн лань тань бан). Он обучил кулачному искусству юнчуньцюань актёров театра, исполнявших сцены боя, это – Хуан Хуабао, Лян Эрди, Дахуамянь Цзинь, Ли Фусунь, Ло Ваньгун и Сяо Ваньчжан. Чжан У и его театр на лодках появился в провинции Гуандун. В театре он был главным учителем актёров по сценам боя, поэтому в театре его считали первым поколением. Но на самом деле он был представителем второго поколения мастеров юнчуньцюань. Из шестерых учеников Чжан У самыми известными своим мастерством были двое – это Дахуамянь Цзинь (Цзинь Большое раскрашенное лицо) и ЛянЭрди.

1 поколение: Ши Ичэнь 

2 поколение: Чжан У
3 поколение: Хуан Хуабао, Лян Эрди, Дахуамянь Цзинь, Ли Фусунь, Ло Ваньгун, Сяо Ваньчжан

 Хуан Хуабао и Лян Эрди переехали в деревню Дацзивэй, что возле города

Фошань. В городе Фошань, в "Ассоциации искусств при временномправительстве", они начали обучать актёрскому мастерству и преподаванию шаолинь юнчуньцюань,подчёркивая названием связь с монастырем Шаолинь. В то время искусствоюнчуньцюань было полным, комплексы целыми, а также присутствовала практика сразличными видами оружия: меч-дао,меч-цзянь; пика-цян, шест-гунь и хлыст-бянь.Помимо этого в обучение входила практика цигун, а также практика "железнойладони" (тешачжан) и практика "трёх ладоней" (саньчжан). "Три ладони" (саньчжан) – это три комплекса: "Четверо врат" (сымэнь), в котором основу составляет техника "парные летающие ладони" (шуанфэйчжан); "Кулак укрощения тигра" (фухуцюань), в котором основу составляет техника "ладонь, разбивающая строй" (попайчжан); "Ладонь Будды" (фочжан), в котором основу составляет техника "ладонь протыкающая сердце" (чуаньсиньчжан).

Отбор учеников для боевого искусства проходил очень жёстко, а искусство было тайным.

В то время в Фошаньской аптеке работал Лян Цзань, он пришёл обучаться у Хуан Хуабао и Лян Эрди. В начале Лян Цзань проходил обучение у своего односельчанина Хуан Хуабао, после у Ляна Эрди. Почему так произошло, об этом существует два мнения. Первое – театр одно время был запрещён правительством, в это время Хуан Хуабао покинул Фошань и Лян Цзань пошёл учиться к Лян Эрди. Позже, когда запрет был снят, Хуан Хуабао вернулся. Второе мнение – Хуан Хуабао был активным сторонником свержения Цинской династии, поэтому власти его разыскивали и Хуабао приходилось скрываться.

Лян Цзань (1826-1901) родился в провинции Гуандун уезда Хэшань в деревне Гулао. С детства с отцом переехал в Фошань. Отец в Фошани открыл аптеку "Цзаншэнтан". Лян Цзань с детства любил боевые искусства, он каждый день ходил к своим учителям Хуан Хуабао и Лян Эрди изучать юнчуньцюань. 
Он изучил: "Маленькая идея"сяоняньтоу), "Четверо врат" (сымэнь), "Искать мост" (синьцяо), "Метить пальцами" (бяочжи), "Кулак укрощения тигра" (фухуцюань), два комплекса "Кулак цветка" (хуацюань), "Ладонь Будды" (фочжан), "Красная убийственная рука" (хуншашоу), "Кулак зеркального отражения" (цзининцюань), "Столбовой кулак" (чжуанцюань; в него входят методы работы на деревянном манекене).

Лян Цзань также изучил практику юнчунь с различными видами оружия: "комплекс с мечом-цзянь, исполняемый по прямой линии" (ицзыцзянь); "Парный зажим дао"(шуанцяньдао), другое название "Зайти в лес с дао" (жулиньдао); "Одиночное дао" (даньдао), другое название "Выйти из леса с дао" (чулиньдао); "Большой дао с девятью кольцами" (цзюхуаньдадао); "Шесть с половиной точек шеста" (людяньбаньгунь); "Пика цветка сливы с горного замка" (мэйхуасохуцян); "Одиночный хлыст" (даньбянь), а так же практику "Двузубцем" (ча).

Позже, освоив всё это, Лян Цзань стал преподавать боевые искусства. Лян Цзань был родом из одной деревни Гулао с Хуан Хуабао, поэтому они были знакомы. Это послужило причиной того, что его взялись обучать кулачному искусству юнчуньцюань. Лян Цзань стал очень известным в Фошани. Говорят, что в то время, когда в школу Хуан Хуабао приходили мастера из других школ, они все дрались с Лян Цзанем, и так как Лян Цзань ни разу не проиграл, ему дали имя "Господин Лян Цзань из Фошаня".

Лян Цзань открыл аптеку на улице Вайянли. В ней он днём лечил, а вечером преподавал боевые искусства. Лучшим из его учеников был его сын Лян Би, а так же другие знаменитые ученики: Ли Хуа (другое имя "Хуа деревянный человек"); Чэнь Хуашунь (другое имя "Меняла Хуа"); Лу Гуй (другое имя "Гуй свиное мясо"); Лян Ци (другое имя "Хулиган Ци"); Да Шаньшу. О дальнейшей судьбе Да Шаньшу и Лян Ци ничего неизвестно. Многие ветки и линии передачи юнчуньцюань утеряны, но школа Лян Цзаня сохранилась.


Лян Цзань всю жизнь занимался боевыми искусствами, в старости уехал на родину в деревню Гулао, а руководство школой передал Чэнь Хуашуню.

Для тренировки боя в юнчуньцюань требуется мало места, как говорят: "Достаточно места лежащей на земле коровы". К практике Лян Цзань добавил цигун "возвращающий энергию почек к истоку" (шэньци гуюаньгун); травматологию из искусства шаолиньцюань, так как считал, что этому так же необходимо обучать. А так же сам разработал характерные для юнчуньцюань "удары по точкам" (дяньсюэ) и "раскрытие точек" (цзясюэ), назвав это "Секретный метод травмирования, тайно передаваемый предыдущими учителями юнчунь" (юнчунь сяньши мигуань сюэдаоцзюэ) и обучая этому только лучших своих учеников. Отбор учеников происходил жёстко, поэтому настоящих хороших последователей немного.

4 поколение: Лян Цзань, Фэн Шаоцин, Хо Баоцюань

5 поколение: Чэнь Хуашунь, Жуань Цзиюнь, Жуань Цишань

[примечание: в четвёртом и пятом поколениях указаны только самые известные мастера, которые возглавили школы]

 Помимо Лян Эрди высокого уровня в юнчуньцюань достиг Дахуамянь Цзинь, который обучил Фэн Шаоцина и Хо Баоцюаня.

Сейчас кулачное искусство делится на две большие ветви: первая – это продолжатели мастеров Хуан Хуабао и Лян Эрди, школа, которую называют направлением мастера Лян Цзаня или фошаньский шаолинь юнчуньцюань; вторая – идёт от мастера Дахуа Мяньцзиня, которую продолжили мастера Фэн Шаоцин и

 Хо Боацюань, они обучили братьев Жуань Цзиюня и Жуань Цишаня. Жуань Цзиюнь, впоследствии взявший имя Нгуен Тэ Конг, стал основателем вьетнамской ветки юнчуньцюань, а Жуань Цишань является основателем гуаньчжоусского юнчуньцюань.

Необходимо отметить, что Жуань Цзиюнь получал указания и от мастера Лян Цзаня, таким образом можно предположить, что из представителей пятого поколения его знания были самыми полными, так как он обучался у всех самых известных мастеров четвёртого поколения. Через много поколений в школах появились небольшие отличия в определённых движениях, а также появилось три различных способа написания слова юнчуньцюань (отличия касаются написания только первого иероглифа «юн»), но это не означает возникновения различных стилей, просто со временем разные мастера в разных местах получили разное написание. [конец публикации "Краткое изложение истории кулачного искусства юнчуньцюань", В. Бондаренко]

 Легенды о возникновении стиля

Корни стиля прослеживаются на протяжении последних 250 лет и восходят к южному монастырю Шаолинь. В то время монастырь оставался непоколебимым, несмотря на многочисленные нападки со стороны правящей династии Манчжу. В монастыре преподавалось классическое боевое искусство, обучаясь которому, через 15-20 лет выпускался совершенный воин.

Необходимость более быстрой подготовки бойцов подтолкнуло пять лучших мастеров Китая встретиться и обсудить достоинства каждого стиля Кунг-фу. Они выбрали наиболее эффективные методы, теории и принципы из различных стилей и продолжили развивать программу обучения, которая позволяла подготавливать бойцов через 5-7 лет.

Прежде, чем программа была осуществлена, Южный монастырь был захвачен и разрушен. Одинокая монахиня Нг Муи была единственной оставшейся в живых, кто знал полную систему. Она блуждала по деревням до тех пор пока не встретила молодую девушку сироту и не обучила её системе. Она назвала девушку Йимм Вин Чунь (что переводится как "Прекрасная Весна", или "Надежда на Будущее") и уже вдвоём они продолжили оттачивать боевую систему.

Стиль был пронесён через годы и в конечном счёте стал известен как Вин Чун, в честь основательницы. Завеса тайны вокруг искусства была наконец приподнята в начале 1950-х, когда Патриарх стиля Ип Ман начал открыто преподавать в Гонконге и его студенты начали получать знания об одном из лучших из известных стилей. Им приходилось его испытывать и в уличных драках и на "дружеских" соревнованиях. Искусство приобрело ещё большую популярность, когда один из учеников - Брюс Ли - начал демонстрировать его по всему миру.

 Эта же легенда в иной версии:

По "устным преданиям" (чжуаншу) считается, что стиль, известный сейчас под названием юнчуньцюань, был создан приблизительно 200 лет тому назад монахиней 

У Мэй ("Пять Слив"). В миру её имя было Люй Фэйлян и она была дочерью минского генерала. У Мэй бежала из храма Шаолиньсы и, преследуемая цинским правительством, нашла убежище в Байхэсы (монастыре "Белого Журавля") в горах Даляншань, на границе провинций Юньнань и Сычуань.

Наблюдение схватки между змеёй и журавлём, вдохновило её на создание собственного стиля, который она назвала "Кулаком Белого Журавля Вечной Весны".

Некоторые исследователи считают, что имя У Мэй было псевдонимом для Чэнь Юнхуа, именуемого также Даос "Белый Журавль", который в 1670-х был известным организатором антицинского сопротивления. А известные как "пять предков" (Бай МэйЧжи ШаньУ МэйМяо

Шунь и Да Байфэй) – всего лишь персонажи средневекового рыцарского романа "Ванциннян", имена которых народная молва связала с реально существовавшими, но безымянными лидерами тайных обществ.

Новейшие исследования подтверждают, что человек, известный под псевдонимом У Мэй, имеет отношение к 5-му поколению мастеров юнчуньбайхэцюань ("кулак белого журавля округа Юнчунь"), точнее – к стилю пэньцзя байхэцюань ("кулак белого журавля семьи Пэнь"). Этот стиль известен с 1850-х, он основан на более архаичной методике, чем современный байхэ – тренировке саньшоу ("отдельных рук", т. е. приёмов). Традиционная для байхэцюань ганфацзинь ("жёсткий выброс усилия") в юнчуньцюань был изменён на жоуфацзинь ("мягкий выброс усилия"). Сам термин "умэй" ("пять слив"), имеет отношение к известному в юнчунь байхэцюань принципу распределения внимания по "пяти точкам сливы" (удяньмэй), применяемому в мафа ("методе тренировки позиции"). Этот метод уникален для байхэцюань, но также известен и в юнчуньцюань.

"У Мэй" обучил(а) своему стилю монаха по имени Мяо Шунь ("Бессмертная Кошка"). Объединяя "кулак белого журавля" с техникой шиэрчжуан ("12 застав"), известного ему стиля нэйцзя шэсиншоу ("рука змеи внутренней семьи"), Мяо Шунь разработал основу нового, пока безымянного искусства – форму сяоляньтоу ("маленькая начальная тренировка"). Он передал эту технику человеку по имени Янь Эр, бывшему руководителю отряда хунгун ("красных шестов"), являющимся фуцзяньским отделением тайного общества Хун Мэнь ("Красные Ворота"). Когда маньчжуры раскрыли заговор "триад", Янь Эр попал под подозрение. Прямых доказательств не было, поэтому его ложно обвинили в смерти жены. Янь Эр, вместе со своей дочерью, бежал в провинцию Гуаньси. Там он открыл магазин тофу (соевый творог), куда и зашёл странствующий монах Мяо Шунь. Узнав по тайным знакам члена сопротивления, Мяо Шунь решил обучить его своему стилю. Так Янь Эр стал единственным учеником, узнавшим смешанное искусство Мяо Шуня и У Мэй.

Дочь Янь Эра, Янь Юнчунь ("Янь Воспевающая Весну"), обучалась боевому искусству своего отца. Днём они работали в магазине, а ночью тренировались. У Янь Юнчунь был жених, с которым они были помолвлены с детства - сын торговца солью из Цзяньси по имени Лян Бочоу. Когда Янь Юнчунь исполнилось 15 лет, Янь Эр, предчувствуя свою скорую смерть, дал согласие на брак со своей дочерью. Лян Бочоу практиковал боевое искусство вместе с Янь Юнчунь. Когда Янь Эр умер, Янь Юнчунь и Лян Бочоу переехали в Чжаоцин, провинцию Гуандун. Через некоторое время Янь Юнчунь также заболела и умерла. В память о любимой жене Лян Бочоу назвал свой стиль юнчуньцюань ("кулак Воспевающей Весну").

Лян Бочоу обучил своего родственника - молодого человека по имени Лян Ланьгуй, который принадлежал к богатой семье и был большим любителем театра. Лян Ланьгуй дружил с актёрами оперной труппы Цянхуа, которая также являлась отделением тайного общества Хуньчуаньсибань (Оперный союз "Красная Джонка"). Гастролирующий по реке Чжуцзян театр-корабль следовал маршрутом Чжаоцин – Гуанчжоу. Однажды их представление увидел Лян Бочоу. Техника актёров была превосходна и Лян был очень впечатлён. Он решил, что актёры могут стать исключительными учениками и обучил их своему стилю. Лян Ланьгуй продолжил путешествие вместе с труппой, а Лян Бочоу уехал на север Китая.

 "Красная Джонка"

Оперный союз Цянхуагуйгуань ("Союз драгоценного нефритового цветка") был не только школой подготовки актёров, но и своеобразным "профсоюзом театральных работников". В него входили актёры Хуан

ХуабаоЛян Эрди, "ДахуамяньЦзиньи "ГаолаоЧжэн. Предположительно, Союз был образован в период правления династии минского императора Ши Цзуна (около 1522 г.) в районе Дайкэймэй (г. Фошань). Цянхуагуйгуань благополучно процветал до тех пор, пока в 1855 году циньский наместник Е Минчань не объявил Союз бандой изменников и нарушителей нравственности. Театр был запрещён, корабль сожжён. Полный запрет действовал до самой отставки Е Минчаня. Его сменил Ю Линь в 1868 году, пригласивший на день рождения своей матери нескольких исполнителей. Через 13 лет, в память о матери, он решил узаконить оперу и подал ходатайство в императорский суд. Наконец, в 1871 году запрет был снят. Была образована новая Оперная Ассоциация, зарегистрированная в Гильдии Цзицинь города Гуанчжоу как Байхэхуэйгун ("Союз 8 координаций"). Иногда его называли также Лиюаньтуди ("Послушники Грушевого Сада", по имени одной из постановок) и Хунчуаньтуди ("Послушники Красной Джонки*").

 *Что такое джонка?


 По информации с Википедии, джонка - это традиционное китайское и японское парусное судно для плавания по рекам и вблизи морского побережья. До сих пор широко используется в водах Юго-Восточной Азии. Слово происходит от малайского djong (джонг), что в свою очередь является искажением южноминьского слова 船, chûn (чён), означающего "судно".


 Хуан Хуабао – уроженец деревни Гулао, провинция Хэшань. Он был большим и сильным, поэтому выступал в амплуа ушэн ("военный"). Он лучше всех играл Гуаньюя и владел техникой людяньбаньгун ("шесть с половиной точек шеста"). В 1855 году Цянхуахуэйгуань ("Союз драгоценного нефритового цветка") был запрещён циньскими властями и Хуан Хуабао поселился в городе Фошань, где жил обучая боевому искусству. Среди прочих, его учеником был полицейский Хо Баоцюань.

Лу Цзинь, известный под псевдонимом "Дахуамянь" Цзинь ("Цзинь Большое раскрашенное лицо") был проворным и быстрым, поэтому он играл роли "хуамянь" ("раскрашенное лицо", был акробатом) и "чао" (клоуна). Ещё будучи актёром на борту плавучего театра, Цзинь обучил Фэн Шаоцина. После запрета представлений, он также осел в Фошань и продолжил обучение Хо Баоцюаня. "Дахуамянь" Цзинь изучал традиционную оперу, а также театральное боевое искусство.

Устная традиция называет Цзиня одним из четырёх учеников, которые получили целостную систему юнчунь: "мужской стиль" венчунь Чжи Шаня (известный также как "внешний" или "длинный мост") и винчунь Лян Бочоу, иногда считавшийся "женским" ("внутренний" или "короткий мост"). После выхода в отставку Лу Цзинь был приглашён своим родственником Лу Ланьгуанем в деревню Цзиньцзю, округа Саньшуй. Цзинь передал все свои знания клану Лу.

Немногое известно о "Гаолао" Чжэн ("Тощий" Чжэн). Он передал знания своему зятю Инь Личжуну (его родовое имя – Сюй), на котором эта ветвь и закончилась. Имя Инь Личжуна встречается также в генеалогии семей Тань и Фун в Гулао юнчунь. В настоящее время семья Сюй проживает во Флориде, США.

Лян Эрди был участником труппы Цянхуахуэйгуань в 1850-х. Он играл роли удань ("женщина-воин"). Поскольку женщинам было запрещено участвовать в оперных представлениях из-за того, что они приносят неудачу, их также играли мужчины. В некоторых традициях его считают не актёром, а "рулевым" лодки (который использовал длинный шест, чтобы толкать, тянуть и управлять лодкой на мелководье), т. е. капитаном и главой труппы. Лян Эрди не только играл роли чэнтань и удань, но и превосходно владел боевым искусством. Согласно записям Е Цзивэня и Ло Цихуа, монах Чжи Шань скрывался от политического преследования, работая на лодке поваром. Он обучил Лян Эрди технике шаолиньского стиля "венчунь" и методу боя шестом, известному сейчас как людяньбаньгун ("шесть с половиной точек шеста").

Позже Лян Эрди изучил систему у Лян Бочоу. Согласно преданиям семьи Чу из Малайзии, Лян Эрди был вторым учеником Лян Бочоу, Е Цзинь третьим и "Дахуамянь" Цзинь четвёртым. Согласно записям Е Цзивэня, он учился юнчуньцюань у Хуан Хуабао, взамен обучив его людяньбаньгун.

Е Цзинь, как и Лян Эрди, исполнял женские роли. В других семьях малайского юнчунь считается, что Е Цзинь в действительности обучался у Лян Эрди, а не у Лян Бочоу.

Когда Лян Эрди ушёл в отставку, он поселился в городе Фошань и помогал Хуан Хуабао в обучении Лян Цзаня, пока не умер от туберкулёза. Будучи уже стариком, он посещал доктора Лян Цзаня, принимавшего бедных больных прямо в абрикосовом саду своего дома. Узнав, что тот лечит бедняков бесплатно, Лян Эрди помог ему завершить обучение в юнчуньцюань. В большинстве традиций считается, что Лян Цзань начал обучаться на "Красных Джонках" до 1855 года. Он покинул труппу незадолго до восстания тайпинов, чтобы помочь престарелому отцу управлять семейной аптекой. После того, как Опера была запрещена, Лян Эрди и Хуан Хуабао поселились в пригороде Фошаня. Лян Цзань продолжил своё обучение, поддерживая своих учителей материально.

Не многое известно о методе юнчунь Ляна Эрди. Есть предположение, что Лян Эрди передал методы саньшоу Лян Цзаню, который обучил им Хун Хуашаня и двух других учеников, когда отошёл от дел и вернулся в свою родную деревню Гулао. Считается также, что три формы техники рук, полученные от Хуан Хуабао, Лян Цзань передал своим ученикам в период преподавания в городе Фошань.

Романтическая легенда говорит о том, что Хуан Хуабао практиковал "мужскую" версию юнчунь, а Лян Эрди – "женскую". Некоторые приравнивают соответствие на разделение ян/инь, внешнее/внутреннее или длинный/короткий мост.

Современные исследователи считают, что на "Красной Джонке" была только одна система юнчунь, и что шест был включён в неё из внешних источников. В некоторых ветках делался акцент на тренировке с шестом и деревянном манекене, в других на применении ножей и безоружных формах.

 Два брата

В конце XIX века богатый фошаньский купец Жуань Чжунмин, торговавший фейерверками, заметив большой интерес своих детей к боевому искусству, решил дать им серьёзное образование в этой области. Он разыскал полицейского Хо

Баоцюаня и пригласил его жить и преподавать в усадьбе семьи Жуань "Шелковичный Сад".

Обучение у мастера юнчуньцюань стоило огромных денег, но Жуань Чжунмин не был стеснён в средствах и очень любил своих детей. За образование сыновей (не только по части гунфу, но и юридическое) он заплатил немало.

Хо Баоцюань тренировал семейство Жуань, особенно уделяя внимание двум сыновьям Чжунмина: Цзиюню и Цишаню.

Жуань Цзиюнь (1877-1961) был четвёртым ребёнком в семье. Жуань Цишань(родился в 1889 г.) был пятым ребёнком. Братья Жуань обучались у Хо Баоцюаня в течении многих лет. Учитель обучил братьев кулачным формам, упражнениям, составляющие базу юнчуньцюань, работе на деревянном манекене, технике шеста, ножей-бабочек, метания дротиков бяо и стрельбе из огнестрельного оружия (револьверу и винтовке). Обучение началось с закалки конечностей – "ладони железного песка" (тешачжан). В процессе этого особого упражнения (по специальной методике и с применением препаратов из трав и минералов) различными частями руки наносились удары по мешкам с рисом, затем с песком, гравием и, в конце концов, с железными опилками. После своего обучения братья развили невероятную силу рук – могли пальцами пробить мешок с рисом и гнуть монеты.

Завершив работу в семье Жуань, Хо Баоцюань удалился в монастырь, где провёл остаток дней. Жуань Цзиюнь продолжал занятия, посещая учителя в храме.

Со временем в доме появился второй учитель – Фэн Шаоцин. Версия юнчуньцюань мастера Фэна представляла собой боевую систему, сочетающую в себе ближний бой юнчунь с искусством циньна. Вторая из упомянутых систем учила рассеивать внимание противника, а кроме того, развивала чувствительность в применении силы. Братья были, по сути, состоявшимися мастерами, и потому учитель Фэн сосредоточился в своих занятиях на качественной стороне уже известных им упражнений. За относительно короткий срок мастерство братьев поднялось на высочайший уровень. Фэн обучил их методу боя вплотную, искусству удержания и захватов, а также освобождению от них, улучшил их технику манекена и работу с оружием.

Фэн Шаоцин начал свою работу в семье Жуань когда ему уже исполнилось 70 лет. Как и предыдущий учитель, он жил и преподавал в усадьбе "Шёлковый сад" вплоть до самой смерти в возрасте 73 лет. Фэн Шаоцин был похоронен на кладбище семьи Жуань.

Историки ветви Жуань Цишань юнчуньцюань почти ничего не рассказывают о старшем брате Цишаня – Жуань Цзиюне. Упоминается лишь тот факт, что братья вместе изучали юнчунь и что впоследствии Жуань Цзиюнь эмигрировал во Вьетнам. Жуань Цзиюнь был на 12 лет старше Цишаня, и если они начали занятия юнчуньцюань в 1900 году, то Цзиюню было 23 года, а Цишаню – 12 лет. Отсюда можно сделать вывод, что первые годы обучения проходили у них в разном режиме и к ним предъявлялись разные требования. Почти сразу же по завершении учёбы у Фэн Шаоцин, Жуань Цзиюнь покинул дом, а Жуань Цишань остался жить в семейной усадьбе и продолжал совершенствовать свое мастерство. Достоверно известно, что последний был одним из лучших мастеров юнчунь в городе Фошань. [...]

В Китае Жуань Цзиюнь обучил одного ученика – Яо Цая, а у Жуань Цишаня было два ученика – Цэн Нэн и Хуан Цзин ("Мицзи" Хуан – Хуан "Рисовая мельница"). Когда Жуань Цзиюнь переехал во Вьетнам, Яо Цай и его сын Яо Ци начали обучаться у "старшего брата" Е Вэня – У Чжунсу. В этой точке линия юнчунь семьи Яо разделилась на две ветки. Первая ветка – это ученики Яо Цая, этот стиль похож на юнчунь Жуань Цишаня, с акцентом на движениях змеи. Вторая – стиль Яо Ци (сына Яо Цая), который ближе к юнчуньцюань учеников Чэнь Хуашаня/У Чжунсу/Е Вэня.

Жуань Цзиюнь(Нгуен Тэ Конг), в итоге стал родоначальником Вин Чун кунг фу во Вьетнаме.

Жуань Цзиюнь, в последствии - Нгуен Тэ Конг;
Далее про историю стиля Вин Чун последует публикация, которая размещена на сайте "Российской Академии Вин Чун" : Стиль Вин Чун Куен (Юн Чун Цюань), что в переводе с китайского означает "Кулак Вечной Весны", зародился в Китае в начале 18 века. Существуют различные легенды об истории создания этой системы боевого искусства. Каждая из ныне существующих школ и направлений Вин Чун имеет свою версию классической легенды, описывающей историю создания стиля. Здесь приведён вольный перевод истории стиля Вин Чун, написанной, наверное, самым известным мастером, основателем целого направления Вин Чун – Гранд мастером Йип Маном. Перевод сделан с текста, опубликованного в англоязычном издании книги мастера Л. Тинга "Roots & Branches of Wing Tsun" ("Корни и ветви стиля Вин Чун"). Вот эта история... 

  Основательница Вин Чун Кунг-фу, мисс Йим Вин Чун, была уроженкой провинции Квантун в Китае. Она была умной молодой девушкой с сильным характером и была обручена с Леунг Бок Чау, торговцем солью из Фукена. Вскоре после обручения её мать умерла. Затем её отец - Йим Йее, чуть не попал в тюрьму по сфабрикованному кем-то обвинению в преступлении, поэтому они были вынуждены уехать далеко из родных мест и, в конце концов, обосновались у подножья горы Тай Леунг, расположенной на границе провинций Юннань и Сычуань. Там семья Вин Чун зарабатывала на проживание, продавая творог. Всё это происходило во время правления правителя Кхан Си династии Цинь (1662-1722).

В то время школа боевых искусств монастыря Шаолинь (или Сиу Лам на кантонском диалекте) провинции Хонань была очень сильна. И Циньское правительство видело в этом угрозу. Поэтому оно посылало войска, чтобы атаковать монастырь, но всё безрезультатно. Был некий человек по имени Чан Ман Вай, который был только что назначен на место Первого Дипломированного специалиста Государственной службы экспертизы при имперском суде в том году. Для него это была большая честь и скорейший путь стать высокопоставленным государственным служащим. Чтобы польстить Циньскому правительству, он замыслил план в заговоре с шаолиньским монахом по имени Ма Нин Йии и его сообщниками – поджечь Шаолиньский монастырь во множестве мест изнутри, в то время как Циньские солдаты предпримут очередную попытку атаковать его снаружи.
 


В конце концов, монастырь Шаолинь был сожжён и его монахи рассеялись повсюду.
Монахине Нг Муй, монахам Ги Сину, монаху Пак Мею, Фунг Тао Так и Миу Хину удалось спастись и после этого их пути разошлись.
 
Нг Муй нашла пристанище в монастыре Белого Журавля на горе Тай Леунг, которую также называют горой Чай Хар. Там она быстро подружилась с Йим Йи и его дочерью Йим Вин Чун, и с того момента покупала творог только у подножья горы в магазине Йим Йи.
 
Вин Чун тогда была молодой девушкой. Её красота привлекла внимание местного гангстера. Он пытался силой заставить Вин Чун стать его женой. Она была так сильно обеспокоена этим, что даже Нг Муй смогла заметить это по её лицу. Сжалившись над Вин Чун, она пообещала научить её техникам боя, чтобы та могла защитить себя.
Если бы Вин Чун смогла самостоятельно победить гангстера, то смогла бы выйти замуж за Леунг Бок Чау без проблем. И Йим Вин Чун последовала за Нг Муй на гору и начала изучать кунг-фу днём и ночью, доводя себя до предела возможностей. После того как Вин Чун отшлифовала свою технику до совершенства, она вступила в поединок с гангстером и победила его. Нг Муй же покинула эти места, продолжив своё путешествие по стране. Перед тем как уйти она наказала Вин Чун честно следовать традициям кунг-фу, развивая стиль с целью свержения Маньчжурского правительства и реставрации династии Цинь. Таким образом, из приведённой выше истории мы знаем, что стиль Вин Чун был разработан монахиней Нг Муй.
После того как Йим Вин Чун вышла замуж, она обучила своим боевым техникам своего мужа Леунг Бок Чау. Позже Леунг Бок Чау передал техники Леунг Лан Кваю. Леунг Лан Квай передал техники Вонг Ва Бо. Вонг Ва Бо был актёром труппы китайской оперы "Красная джонка". Он был близким другом Леунг Йи Тая.
 
В то время монах Ги Син, спасшийся из монастыря Сиу Лам, скрывался под видом повара на "Красной джонке". Ги Син обучил Леунг Йи Тая технике Лук Дим Буун Пван Фат или "Шести с половиной точек Длинного Шеста". Так как Вонг был коллегой Леунга, он поделился своей техникой с Леунгом. Они обменялись и улучшили свои техники. Это объясняет то, как техника "Шести с половиной точек Длинного Шеста" была привнесена и интегрирована в систему Вин Чун.
 
Позднее, Леунг Йи Тай передал свою технику Доктору Леунг Джану, известному целителю травами в Фатшане. Леунг Джан, проник в самые сокровенные тайны Вин Чун и достиг высочайшего уровня мастерства. Множество бойцов слышали его имя и приходили, чтобы драться с ним, но все были повержены. Леунг Джан стал очень известен. Затем Леунг Джан обучил своей технике Чан Ва Суна. Я изучал кунг-фу вместе с моими си-хинг (соучениками) Нг Сиу Ло, Нг Чунг Со, Чан Ю Мин, Луй Ю Джан и другими у моего СиФу Чан Ва Суна много десятилетий тому назад. Вин Чун был передан нам от наших предков через много поколений. Китайцы говорят: "Ты должен быть благодарен источнику, когда пьёшь (из него) воду". Поэтому мы всегда должны помнить и ценить наши корни и это разделённое чувство будет всегда сохранять единство между членами нашего клана кунг-фу.

Это был рассказ одного из известных мастеров стиля Вин Чун – Гранд мастера Йип Мана. Приведённая выше история далеко не единственная, хотя наиболее распространённая. В разных направлениях Вин Чун она обрастала различными подробностями, характеризующими подвиги мастеров, в основном тех, кто являлся родоначальниками той или иной ветви.

После смерти Йип Мана в 1972 году его ученики начали массово открывать школы Вин Чун, причём не только в Гон Конге. Всем известный Брюс Ли ещё при жизни своего учителя Йип Мана обучал Вин Чун в США, чем и вызвал гнев наставника и изгнание из стен школы. Йип Ман не назначил после себя преемника, поэтому каждый из его учеников (а за долгие годы преподавания их было великое множество) провозглашал себя носителем полной системы Вин Чун. Однако, полностью стиль был передан всего нескольким отобранным за всю жизнь ученикам. А что же недополучили все остальные? Полную технику перемещений, технику ударов ногами и формы с оружием. Поэтому многие эксперты, оценивая Вин Чун, говорят, что это очень статичный стиль. Хотя это совсем не так.

Вин Чун всегда был гибкой системой, свободной от догм. И однажды он уже был дополнен техникой длинного шеста, трансформированной для удобства освоения адептами стиля. В традиционной системе обучения начинают активно использовать современные снаряды и защиту. На основе техники Вин Чун разрабатываются специальные курсы для армии, полиции и гражданской самообороны. Появляются систематизированные программы защиты от вооруженного нападающего. Разрабатываются методики противостояния ставшим популярными борцовским техникам. И всё происходит с сохранением классической техники Вин Чун. Сам Йип Ман служил и преподавал в полиции. [конец публикации с сайта "Российской Академии Вин Чун"]

В написании статьи использовались материалы из открытых источников сайтов "Граммота" и "Российской Академии Вин Чун". 

Кроме изучения техник китайского направления вин чун преподаются техники вьетнамских ветвей Юн Чун куен Пай южного, и Юн Чун куен Мэй северного направлений, которые преподаватель изучал длительное время у русских и вьетнамских Мастеров.